Минусы франчайзинга
Конкуренция между франчайзи
Распространена ситуация, когда франчайзи воспринимает появление других точек как открытие конкурирующего предприятия, но это не всегда оправдано – каждое новое предприятие открывает для конечного потребителя возможность больше узнать о продукте и услугах сети и повышает его доверие к брэнду. Важная задача франчайзора - рассчитать оптимальную плотность франчайзи на определенной территории, чтобы избежать конфликта интересов франчайзи. С параллельно развивающейся собственной сетью тоже нужно быть аккуратнее – если франчайзи почувствует, что франчайзор с ним конкурирует в неравной борьбе, а не поддерживает, это наложит крест на успешность франчайзинговой программы.
Креативность франчайзи, несоблюдение стандартов как следствие недостаточного контроля
Одна из существенных проблем франчайзинга состоит в том, что собственником франчайзингового предприятия является франчайзи, у которого есть собственное мнение по вопросам ведения бизнеса, которое может отличаться от стандартов Франчайзора. Мнение партнера-франчайзи относительно некоторых аспектов ведения бизнеса может сильно расходиться со стандартом Франчайзора . Когда человек является собственником бизнеса, то есть фактически управляет своими деньгами, он считает, что по всем вопросам последнее слово остается за ним. В результате, отказываясь признать опыт компании-франчайзора и учесть его рекомендации, Франчайзи совершает уже пройденные ошибки, ухудшая репутацию брэнда франчайзора.
Креативность франчайзи – это изначально хорошо, поскольку является следствием grass effect. Некоторые франчайзоры считают, что франчайзи не должен проявлять творчество, а должен четко следовать инструкциям франчайзора. Но это не всегда верно, т.к. Франчайзи могут предложить действительно ценные идеи, к примеру, «бигмак», один из символов Макдоналдса, изобрел франчайзи компании. Творчество не стоит убивать, но нужно четко контролировать. Любая инновация должна происходить только после согласования с франчайзором.
Франчайзи может стать конкурентом
Печально, но факт. Изначально законодательство от этого не защищает. Это один из тех многочисленных моментов, которые необходимо предусматривать во франчайзинговом соглашении. При этом нужно учесть все возможные каналы ухода франчайзи вместе с секретами франчайзора. Если не закрывать эти каналы, можно повторить опыт «Крошки-картошки», когда возникло более десятка аналогов, которые эксплуатировали идею и систему работы компании, не имевшей инструментов пресечения подобных злоупотреблений. Проблема, которую действительно невозможно эффективно решить, - это охрана информации. Механизм охраны законодательством предусмотрен, но даже если принять в компании Положение о коммерческой тайне, где четко определить перечень информации, составляющей коммерческую тайну, все носители сложить в сейф, а за ознакомление с ней брать роспись с каждого просвещенного лица, доказать факт разглашения информации законными методами и соответственно привлечь к ответственности за разглашение крайне сложно.
Некачественная проработка франшиз
К сожалению, до сих пор актуальна проблема франчайзинга, заключающаяся в том, что Франчайзоры пытаются сэкономить на разработке и внедрении франчайзинговой программы, ожидая быстрый доход при минимальных вложениях. Однако, франчайзинг требует качественно проработанного предложения, которое избавит от многих проблем в дальнейшем. Решить эту проблему поможет обращение в компанию FRANSH Стратегия роста.
Доскональное знание всех слабых мест российского франчайзинга, является необходимым условием позволяющим избежать ошибок при построении франчайзинговой программы. Знаниями всех практических аспектов, минусов и плюсов российского франчайзинга, в совершенстве владеют специалисты консалтинговой компании FRANSH Стратегия роста. Наши специалисты всегда готовы детально проконсультировать Вас, обо всех возможных проблемах в практике франчайзинга, чтобы при помощи нашего опыта и знаний, Вы смогли организовать по-настоящему эффективную собственную программу франчайзинга.