О законодательстве

Особенности российского франчайзингового законодательства

Статус термина "франчайзинг" нелегимитизирован в России, понятия "франчайзинг" в российском законодательстве нет. Правовые отношения между правообладателем (франчайзором) и пользователем (франчайзи) строятся в РФ на основе главы 54 Гражданского кодекса РФ "Коммерческая концессия", либо используются различные альтернативные договорные комбинации. Многие российские юристы разделяют мнение, что под франчайзингом следует понимать коммерческую концессию. Понятие "коммерческая концессия" было использовано при подготовке ГК РФ как наиболее соответствующее по смыслу английскому "franchising".

Договор франчайзинга

Так как в российском законодательстве отсутствует термин "франчайзинг", отсутствует и формат договора франчайзинга. В качестве такового традиционно используется договор коммерческой концессии (Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 N 14-ФЗ - Часть 2, Глава 54). Однако распространено и альтернативное решение – лицензионный договор (Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 N 14-ФЗ - Часть 4, Раздел VII) .

Очень часто покупатели франшиз не придают значения формату договора, тогда как от этого может зависеть степень влияния франчайзора на бизнес и степень его ответственности. Гражданский кодекс содержит ряд обязательных требований к договору коммерческой концессии, которые с одной стороны защищают франчайзи от неправомерных действий франчайзора, с другой – налагают ограничения на самостоятельность франчайзи.

Лицензионный договор составляется в более свободной форме. Это вовсе не означает, что франчайзи будет более свободен в своих действиях. Это лишь говорит о том, что франчайзор, по сути, самостоятельно определяет объем прав и обязанностей сторон, а также степень их ответственности перед друг другом.

Отличия договора коммерческой концессии и лицензионного договора

Условия Договор коммерческой концессии Лицензионный договор
Оплата Обязательно возмездный Может быть как возмездным, так и безвозмездным
Стороны Обязательно юридические лица или ИП Могут быть юридические лица, ИП, физические лица
Предмет Комплекс исключительных прав (право на товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау). Определенный объект интеллектуальной собственности
Регистрация договора в Роспатенте Обязательна Обязательна, если результат интеллектуальной деятельности сам подлежит регистрации
Ответственность франчайзора в случае предоставления конечному потребителю некачественного товара или услуги Субсидиарная (франчайзор несет ответственность по требованиям к франчайзи в том случае, если франчайзи не может исполнить эти требования). Солидарная (франчайзор несет ответственность по требованиям к франчайзи наравне с франчайзи, независимо от возможности исполнения требования самим франчайзи)– для договоров на использование товарного знака. Для иных договоров – не оговорено.
Обязанности франчайзора
  • Предоставить франчайзи документацию и необходимую информацию.
  • Проинструктировать франчайзи и его работников.
  • Обеспечить государственную регистрацию (если иное не оговорено в договоре).
  • Оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие.
  • Оказывать содействие в обучении и повышении квалификации работников.
  • Контролировать качество товаров (работ, услуг).
Воздерживаться от каких-либо действий, способных затруднить осуществление франчайзи предоставленного ему права использования результата интеллектуальной деятельности.
Обязанности франчайзи
  • Своевременно вносить оплату.
  • Использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации правообладателя указанным в договоре образом.
  • Обеспечивать соответствие качества производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно франчайзором.
  • Не разглашать секреты производства (ноу-хау) франчайзора и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию.
  • Соблюдать инструкции и указания франчайзора.
  • Оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у франчайзора.
  • Информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу договора коммерческой концессии.
  • Своевременно вносить оплату (если предусмотрена).
  • Использовать результат интеллектуальной деятельности только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором.
  • Обеспечить соответствие качества производимых или реализуемых товаров на уровне качества, обеспеченного франчайзором (для договоров на товарный знак).
  • Сохранять конфиденциальность секрета производства до прекращения действия исключительного права франчайзора на секрет производства (для договоров на секрет производства).
  • Представлять лицензиару отчеты об использовании результата интеллектуальной деятельности.
Преимущественное право франчайзи на заключение договора на новый срок Возможно, в случае исполнения всех обязательств. Отсутствует.
Досрочное расторжение договора
  • Со стороны франчайзора – грубого нарушения условий договора франчайзи, после вынесения предупреждения и требования исправить нарушения.
  • С любой стороны без особых причин с обязательным уведомлением не менее чем за 6 месяцев. 
  • С любой стороны без особых причин с обязательным уведомлением не позднее чем за тридцать дней, если договором предусмотрена возможность уплаты отступного.
  • Со стороны франчайзора – грубого нарушения условий договора франчайзи.
  • С любой стороны без особых причин с обязательным уведомлением не менее  чем за 6 месяцев (для договоров на секрет производства).

Кроме того Гражданский кодекс РФ предусматривает четкий перечень дополнительных ограничений, которые франчайзор вправе включить в текст договора, чего не оговаривается в статьях, посвященных лицензионному договору:

  • Обязательство франчайзора предоставить франчайзи эксклюзивную территорию
  • Обязательство франчайзи не конкурировать с франчайзором на территории, на которую распространяется действие договора коммерческой концессии
  • Отказ франчайзи от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) франчайзора
  • Обязательство франчайзи работать по ценам, установленным франчайзором
  • Обязательство франчайзи не осуществлять реализацию аналогичных товаров, выполнение аналогичных работ или оказание аналогичных услуг с использованием товарных знаков или коммерческих обозначений других франчайзоров
  • Обязательство франчайзи продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно в пределах определенной территории
  • Обязательство франчайзи согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, а также их внешнее и внутреннее оформление

Защита информации

Еще одна правовая проблема, которую невозможно эффективно решить - это охрана информации. Механизм охраны законодательством предусмотрен (Федеральный закон от 2004г. №98-ФЗ), но даже если принять в компании Положение о коммерческой тайне, где четко определить перечень информации, составляющей коммерческую тайну, все носители сложить в сейф, а за ознакомление с ней брать роспись с каждого просвещенного лица, доказать факт разглашения информации законными методами и соответственно привлечь к ответственности за разглашение крайне сложно.

Требования к раскрытию информации франчайзором

Очень актуальна проблема отсутствия законодательных требований к франчайзинговому предложению и к раскрытию информации потенциальному франчайзи о франшизе. В настоящий момент франчайзи абсолютно не защищен от некачественных франшиз и не имеет абсолютно никаких гарантий, что ему будут раскрыты не только плюсы франчайзингового предложения, но и возможные минусы работы с Франчайзором. В США еще с 1979 года действует инструмент, внедренный Федеральной торговой комиссией, который предотвращает указанные недостатки: UFOC (Uniform Franchise Offering Circular)/FDD (Franchise Disclosure Document). Этот циркуляр должна заполнить любая компания, имеющая намерение продавать франшизы.

Заполнение его предусматривает раскрытие следующей информации о Франчайзоре:

  • Кто является франчайзором
  • Директоры и другие исполнительные органы (структура, состав)
  • Судебные дела с участием компании, информация о банкротстве
  • Описание франшизы, которая продается
  • Размеры паушального взноса, роялти, иных франчайзинговых платежей
  • Требуется ли личное участие покупателя франшизы в работе франчайзингового предприятия
  • Правила, касающиеся разрыва, аннулирования и возобновления договора франчайзинга
  • Статистика, касающаяся количества франчайзи
  • Предоставляемое обучение
  • Предоставляется ли выбор места для размещения франчайзингового предприятия
  • Финансовые отчеты, включая проверенные финансовые отчеты и др

Данная информация находится в открытом доступе, и с ней может ознакомиться любое лицо.