Оценка готовности к франчайзингу
-
Положительно известный брэнд
Положительно известный брэнд является ключевым элементом успешности франшизы. Именно положительно известный брэнд приводит конечных потребителей к вам и вашим партнерам, а уже безупречные технологии работы навсегда закрепляют верность клиентов. Если ваша компания не обладает сильным брэндом, и вы не собираетесь агрессивно завоевывать положительную известность марки для потребителей, то франчайзинг пока применять рано.
Очевидно, что узнаваемость марки имеет относительный характер, и поэтому франчайзор может войти со своим брэндом в другой регион, где брэнд практически никто не знает, благодаря качественной рекламной кампании. Поэтому каждый случай необходимо рассматривать отдельно, с привязкой к определенной территории. И все же несомненно верен тезис, что если брэнд не узнаваем, то франчайзинг у такой компании будет незрелый.
-
Наличие собственных открытых успешных точек, которые будут основой для копирования
Товар франчайзинга – это франшиза, которая предполагает проверенную на практике и в результате этой проверки успешно себя зарекомендовавшую бизнес-идею. Отсюда очевидный вывод, что франчайзинг из концепции с высокой степенью вероятности обречен на провал, и покупатели франшиз это прекрасно понимают.
Продать франшизу на бумаге у вас не получится. Покупатели франшиз уже давно при принятии решения о покупке франшизы первым делом внимательно изучают действующие предприятия франчайзора, которые предполагается копировать по франчанчайзингу.
-
Востребованность товара и/или услуги, которые будет реализовывать франчайзи
Это достаточно очевидный, но от этого только более верный тезис. Если товар или услуга не имеют конечного потребителя (или имеют его в недостаточном количестве), то франчайзи просто не выживет на рынке.
-
Знание конкурентов будущих франчайзи
Франчайзи совершенно оправданно ждет от франчайзора знания своих конкурентов и обучения методам конкурентной борьбы. От понимания франчайзором конкурентов своей сети и знания, как им достойно противостоять, зависит успешность каждого франчайзи сети. При подготовки к внедрению в компанию франчайзинга данный вопрос должен быть проработан самым качественным способом.
-
Возможность копирования бизнеса франчайзора
Не каждый бизнес поддается копированию. Успешность франчайзинговых предприятий даже самых крупных федеральных сетей во многом зависит от наличия мест, где предприятия будут успешными, от наличия людей, которые смогут оказывать услугу и от многих других факторов. К примеру, элитный ресторан в центре Москвы вряд ли можно будет скопировать в город России с населением 300 тысяч жителей – это уже совсем другое место, которое не найдет для себя подходящего клиента. Консалтинговые компании, работающие в очень специфической и узкой области, просто не найдут в регионах специалистов с необходимыми знаниями и навыками, поэтому не смогут быть скопированы (содержат некопируемые элементы).
-
Расчет базовых экономических показателей франшизы, рентабельность франчайзингового предприятия
Принятие решения о внедрении франчайзинга в компанию принципиально зависит от финансовой выгоды франчайзинга для обеих сторон. В самом общем виде финансовая выгода оценивается на основе базовых экономических показателей франшизы:
- Объем инвестиций, необходимых для открытия франчайзингового предприятия
- Расчет срока возврата инвестиций
- Размер ожидаемого вознаграждения франчайзора и его структура (паушальный взнос, роялти, для розничного магазина: объем первоначальной закупки товарного запаса, минимальный объем периодических закупок)
-
Объем инвестиций, необходимых для открытия франчайзингового предприятия
Помимо декларируемых франчайзером паушального взноса и роялти, будущего франчайзи также ожидают дополнительные затраты. К ним могут относиться абсолютно разные вещи – в зависимости от типа бизнеса. Это могут быть как расходы на регистрацию юридического лица, на аренду помещения, доставку, зарплату сотрудникам, так и затраты на лицензии и сертификаты.
Перед подписанием договора франчайзингу предпринимателю необходимо чётко и взвешенно оценить все будущие расходы. В условиях финансовой ограниченности неожиданно появившиеся дополнительные статьи расхода могут оказаться критичными для будущего бизнеса и привести к несостоятельности. Предприниматели, интересующиеся франшизой, это понимают, поэтому для подтверждения добросовестности франчайзингового предложения декларируемый объём инвестиций должен соответствовать действительности.
-
Оценка рентабельности франчайзингового предприятия
Рентабельность франчайзингового предприятия зависит не только от первоначальных вложений, но и от многих других факторов. Среди них можно выделить количество конкурентов, закупочную стоимость товара или себестоимость, максимальный размер наценки. В зависимости от объёма первоначальных инвестиций, расчёта прибыльности и регулярных затрат оценивается рентабельность франчайзингового предприятия. На основании рентабельности следует расчитать примерный срок возврата инвестиций. Этот показатель – один из наиболее важных при выборе франшизы.
-
Размер вознаграждения Франчайзора и его структура
Вознаграждение, которое получает франчайзор, состоит из нескольких основных пунктов.
- Паушальный взнос – сумма, которую платит франчайзи за получение франчайзингового пакета. Первоначальный платёж за вхождение в бизнес.
- Роялти – регулярные платежи франчайзи франчайзору за право пользования брэндом. Может измеряться фиксированной суммой или процентов от оборота.
- Объём первоначальной закупки – минимальное количество товара, которое франчайзи должен закупить для начала работы под брэндом франчайзора.
- Минимальный объём периодических закупок – объём товара, который необходимо регулярно закупать франчайзи для работы под брэндом франчайзора.
-
Уникальность, выигрышность франчайзингового предложения по сравнению с конкурентными франчайзинговыми предложениями
Недостаточна для успешности франшизы простая прибыльность франчайзингового предприятия. Даже если объективно франшиза приносит доход, она будет востребована, только если конкурентные франчайзинговые предложения не окажутся более интересными. Конкурентная среда на рынке франшиз окончательно шлифует итоговое франчайзинговое предложение. Именно высокая конкуренция на рынке одежных франшиз предопределила отсутствие паушального взноса в большинстве франшизных предложений.
-
Проработанная договорная база франшизы
Завершающим этапом готовности компании к внедрению франчайзинга является проработка правового оформления франчайзинговых отношений, и в частности, договорной конструкции франчайзинга. Действующее франчайзинговое законодательство содержит огромное количество пробелов, до сих пор не заполненных ни законодателем, ни правоприменительной практикой.
Франчайзорам самостоятельно приходится преодолевать все трудности главы 54 ГК РФ или ее альтернатив, прописывать юридическим языком все содержание франчайзинговых отношений, учитывая все возможные нарушения со стороны франчайзи и их последствия, программы действий на случай выхода франчайзи из сети, процедуры контроля за франчайзи, порядок его участия в общесетевых расходах (на федеральную рекламную кампанию, на периодическую модернизацию франчайзинговых предприятий и т.д.). При любых разногласиях стороны будут ссылаться на договор, и задача франчайзора здесь сделать так, чтобы договор был на его стороне.